?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
harmfulgrumpy
Jan. 5th, 2019 02:50 pm (UTC)
"Триста лет тому назад самолетом называлось нечто очень мало похожее на воздушный лайнер. Это были особые самоходные паромы, которые приводились в движение силой речной струи. Их применяли еще в XX веке при переправах. Такими самолетами пользовался сам Петр I.

До революции на Волге было акционерное общество под названием "Самолет". Поэтому пароходы там тоже иногда называли самолетами. В частности, Паратов, герой "Бесприданницы" А.Н. Островского, спрашивает: "Так вы меня самолетом ждали?"

В старых энциклопедиях можно также обнаружить и другой самолет - "ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобного перебрасывания челнока.

Можно сделать вывод, что слово "самолет" применяли ко всему подвижному и быстрому на ходу. .."
"в толковом словаре Даля (словарная статья - к слову не "самолет", а "сам") дается три конкретных значения, не имеющих отношения к летательным аппаратам: 1) паром на якоре посреди реки, переносимый течением с одного берега на другой; 2) "машинный ткацкий челн" (станок, управляемый не вручную); 3) легкий плуг (последнее значение помечено как местечковое, характерное для ярославского, владимирского и костромского говоров)."
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1526980-samolet-chto-na-rusi-nazyvali-tak-zadolgo-do-aeroplana.html

"В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1903-го года выпуска тоже есть несколько толкований этого слова. Описание взятия войсками Петра I крепости Нотебург:

«... флотилия блокировала её со стороны Ладожского озера; на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы". Под словом самолёт здесь имеется ввиду самоходный паром, движимый силой речной струи».

В этой же энциклопедии есть ещё одно толкование этого слова. «Самолёт — ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока». http://www.inqui.ru/2012/02/Samolet.html


Пассажирские пароходы о-ва "Самолет" http://www.oldriver.ru/index.php?MID=50&start
and_ekb
Jan. 5th, 2019 02:58 pm (UTC)
не знал((((
Спасибо!
harmfulgrumpy
Jan. 5th, 2019 03:28 pm (UTC)
пароходное общество "Самолёт"
Не знал про такую агромадную кучу пароходов, "Самолет" было уже третьим пароходным объединением. Зачитаешься только описанием как всё устраивали в те времена и как все грохнули большевички. Можно отдельно пост сделать.


"Суда роскошно отделывались и брали груза до 20-24 тысяч пудов. Заказ 1886 года включал пароходы "Пушкин", "Лермонтов", "Тургенев" и "Некрасов". Первые два начали ходить уже со следующей навигации, остальные два - с 1888 года. Кроме них вышел в плавание "Гоголь", однотипный с пароходом "Великая княгиня Мария Павловна". А железный корпус сгоревшей "Веры" использовали при постройке парохода "Жуковский", который начал рейсы в 1887 году. Вот как быстро строили и восстанавливали тогда суда!

Общество взяло за правило выпускать на линии каждую навигацию 1-2 новых парохода...
К моменту национализации речного флота в 1918 году "Самолёт" имел 42 парохода. Многие пароходы общества плавали и в советскую пору до их массового списания в 1950- 1960-х годах. По 1990 год находились на плаву бывшие самолётские пароходы "Спартак" ("Великая княжна Татьяна Николаевна") и "Володарский" ("Великая княжна Ольга Николаевна").

Пароход "Спартак" ("Великая княжна Татьяна Николаевна")...

Оба совершенно однотипны, построены Сормовским заводом в 1913-1914 годах. Их порядковые номера - 462 и 463: таким образом, Сормовский завод отмечал выпускаемые им суда с 1849 года, начала работы завода. Есть ещё "самолётовец" - "Профессор Мечников", бывший "Геннадий Ратьков - Рожнов", списанный в 1963 году и использовавшийся в Саратове как база спорт - общества "Труд". "Володарский" был выведен из навигации 1990 года и потом списан окончательно.
А "Спартак" с некоторыми ограничениями по погоде плавал до июля 1991 года. Поразительна долговечность двигателей на этих пароходах: ведь их возраст - за 75 лет, сами суда прошли не один капитальный ремонт, а машины как начали работать в 1914 году, так и работали до конца. "Спартак" известен ещё и тем, что участвовал под названием "Ласточка" в съёмках кинофильма "Жестокий романс" прямо во время своего обычного рейса..."
http://www.moremhod.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/148-samolet

О названиях этих двух пароходов, проходивших до 1990 г.
В апреле 1917 общество «Самолет» переименовало свои пассажирские пароходы. «Великая Княжна Ольга Николаевна» получила название «Алеша Попович», «Великая Княжна Татьяна Николаевна» — «Добрыня Никитич». Позже в 1918 г. в Казани пароход "Алеша Попович" стал — «Володарский». В том же году «Добрыня Никитич» был переименован в «Карл Маркс», затем марксу похерили в марте 1919 года — стал «Спартак»

Можно посмотреть каталог пароходов, какими заводами они выпускались:
1894 г. Досчатое, завод Бородачева
1887-1914 г. Коломна, завод Струве
1859 г. Бельгия, завод Коккериль
1866 г. Пермь, завод Каменских
1880 г. Муром, завод Валенкова
1873 г. Спасский затон
1869 г. Пермь, завод Тета....
Каталог дореволюционных пассажирских судов Волжского бассейна http://oldriver.ru/SB/Ships.html
and_ekb
Jan. 5th, 2019 03:31 pm (UTC)
Re: пароходное общество "Самолёт"
очень интересно...
harmfulgrumpy
Jan. 5th, 2019 04:00 pm (UTC)
СССР - никчемная экономическая система
Можно у Читателя что-то из мемуаров использовать по патологической коррупции в СССР, никчемности совэкономики, в каких условиях приходилось работать и существовать. Например, из двух.

Ядов Николай Владимирович. социолог производственного объединения "Кировский Завод", Ленинград
"Вообще же, основное впечатление от завода – такая экономика работать не может, а точнее, может работать только из-под палки.

Был, например, на заводе кислородный цех, план производства которого верстался обычным образом, т.е. «от достигнутого». Продукция текущего года принимается за 100%, а в следующем нужно сделать 108%. Беда в том, что завод параллельно получал план на экономию кислорода. Цех сидел без премий, и персонал, естественно, разбегался, благо рабочие требовались везде. Это положение социсследованиями не поправить.

Еще пример. Какое-то время я работал в отделе технического контроля (ОТК) в цехе коробок передач; была такая практика: инженерно-технических работников «бросали в цеха» – рабочих не хватало, инженеров же всегда был перебор. Так вот, стоит длинная линия станков, которая выпускает главный вал коробки. В мою ночную смену первый же станок в линии дает неверный размер. Заготовка проходит всю линию и прямиком мимо ОТК отправляется на переплавку. Если линию остановить, вся смена не получит денег за свои операции на этих заведомо бракованных заготовках. ....
...заинтересованности быть не могло по определению, поскольку производство не было ориентировано на готовую продукцию, которую нужно продать. Сдать приемке и продать – принципиально разные вещи. Сколько помню, все время предпринимались попытки как-то замкнуть участок, бригаду или цех на конечный результат, но было ясно, что без рынка это практически ни к чему не приводит. Так или иначе, в серийном производстве зарплата рабочего зависела от того, сколько он сделал на своей операции.
То, что весь узел или изделие пошло в брак, его не интересовало. Объективной мотивации к обновлению не было в принципе.
В военной промышленности мы, по крайней мере, конкурировали с внешним рынком. В гражданской сфере любым новшествам противились как могли на всех уровнях. Так что переживать по поводу умершего отечественного машиностроения у меня не получается.
https://jlm-taurus.livejournal.com/114227.html


МИРОНЕНКО Юрий Михайлович. Военный инженер-механик
1968 – 1991 гг. - Министерство оборонной промышленности СССР, г. Москва; главн. специалист, нач. отдела, главный конструктор 7 Главного управления.
https://jlm-taurus.livejournal.com/112458.html

harmfulgrumpy
Jan. 5th, 2019 05:18 pm (UTC)
И чем же таким забористым укуриваются совки и сталинис
Вы, наверно, заметили у Германыча пост с сканами за подписью Андропова. Якобы ярый сталинист, автор Васи Теркина, Александр Твардовский в докладной записке в ЦК о слежке за ним.
Твардовский о тех тварях, которые пытаются отмазать Джугашвили и тотальной цензуре в СССР (можно выделить красным? для малограмотных совков)


http://liders.rusarchives.ru/andropov/glavnyj-chekist-strany.html

Ещё один заново перекрасисшийся из "антикоммуниста2 в "сталиниста" А . Фурцев с доп. комментариями там https://kosarex.livejournal.com/3548256.html
(Anonymous)
Jan. 5th, 2019 03:44 pm (UTC)
летательные аппараты назывались аэроплан! и появились много позже.
and_ekb
Jan. 5th, 2019 03:50 pm (UTC)
да, уяснил уже. спасибо
livejournal
Jan. 5th, 2019 04:28 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

and_ekb
and_ekb

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel